Военный союз будущего: Россия и Беларусь взяли курс на сотрудничество с Китаем






В 2023 году председательство в ОДКБ перешло от Армении к Беларуси. Организацию в прошлые годы неоднократно критиковали за низкую эффективность и отсутствие подлинной внутриблоковой солидарности. При этом Минск кровно заинтересован в ее укреплении, так что будет всеми силами этому способствовать, о чем заявили первые лица государства. В условиях новой геополитической реальности ОДКБ берет курс на расширение военного сотрудничества с ключевыми игроками в Евразии — в первую очередь с Китаем и Ираном.

Минувший год выдался для ОДКБ непростым и неоднозначным. С одной стороны, именно в 2022 году организация впервые была задействована в качестве военно-политического инструмента. Миссия в Казахстане внесла ключевой вклад в урегулирование острого политического кризиса, разразившегося в этой стране в январе прошлого года. С другой стороны, ее скоротечность и то, с какой скоростью официальная Астана попросила контингенты ОДКБ на выход, снова наводит на мысль, что с солидарностью внутри организации не все в порядке.

Конечно же, ключевым событием для ОДКБ стало начало специальной военной операции на Украине. К сожалению, здесь вновь проявились разногласия между ее членами — большинство участников дистанцировались от конфликта. Более того, в высказываниях лидеров государств, входящих в организацию, зачастую читалось плохо скрываемое неодобрение действий Москвы. Особенно отметился в этом плане опять же Казахстан, который дал недвусмысленно понять, что не признает каких-либо изменений границ на постсоветском пространстве.

С другой стороны, на фоне украинского кризиса происходило укрепление белорусско-российского военно-политического союза. Теперь ясно, что именно Россия и Беларусь образуют своего рода «ядро безопасности» ОДКБ.

Вместе с тем разделение мнений членов организации в отношении спецоперации создает угрозу раскола. Он вряд ли примет открытые формы, однако нарастание противоречий между государствами-участниками может способствовать дальнейшему снижению эффективности ОДКБ и в конечном счете окончательно парализовать ее деятельность.

Наконец, еще одним вызовом остается ситуация в Нагорном Карабахе. Официальной позицией организации является невступление в этот конфликт, поскольку он протекает не на территории одного из ее участников. Напомним, что сама Армения официально не признает независимость Нагорного Карабаха, то есть де-юре боевые столкновения происходят на территории Азербайджана, который членом ОДКБ не является.

Однако подобная позиция категорически не устраивает Ереван. Армянские власти неоднократно упрекали Россию и Беларусь в поставках вооружений Азербайджану. На фоне СВО Никол Пашинян развил дипломатическую активность по вовлечению в урегулирование карабахского конфликта ЕС, что будет способствовать ослаблению позиций России и ОДКБ в целом на Южном Кавказе.

Наконец, армянское председательство в ОДКБ завершилось настоящим демаршем — Пашинян заявил, что в 2023 году Армения не планирует участвовать в учениях организации.

Помимо этого по-прежнему остаются напряженными отношения между Кыргызстаном и Таджикистаном из-за неурегулированных пограничных споров.

Таким образом, в 2023 год ОДКБ входит с большим багажом проблем и вызовов, перед лицом которых оказывается и Беларусь как председатель. Поэтому неудивительно, что среди главных приоритетов организации в текущем году заявлены повышение сплоченности ее государств-членов и укрепление позиций в системе международных отношений.

Одним из способов достижения этой цели может стать более активное сотрудничество с ключевыми геополитическими игроками в Евразии. В первую очередь, речь идет о Китае. Так, Минск в рамках своего председательства намерен инициировать «Стратегический диалог ОДКБ — КНР».

Следует отметить, что Беларусь стала едва ли не первой страной постсоветского пространства, разглядевшей стратегический потенциал отношений с Китаем. Это касается и военной сферы — белорусский ВПК давно и активно сотрудничает с КНР. Самой известной совместной белорусско-китайской разработкой являются ракетные комплексы «Полонез», стоящие на вооружении белорусской армии.

Стратегический альянс Россия–Китай крепнет на фоне углубляющейся конфронтации обеих стран с коллективным Западом. Учитывая рост экономического влияния Поднебесной на постсоветском пространстве, можно не сомневаться, что это взаимодействие будет определять и политику региона. В этом контексте ОДКБ может стать важнейшей площадкой военно-политического сотрудничества, что, в конечном счете, ослабит центробежные тенденции внутри организации.

Еще одним важным игроком, который может быть привлечен к более активному сотрудничеству, является Иран.

Тегеран также конфликтует с Западом и находится на пути укрепления своих связей с Москвой и Пекином. Более того, военная помощь, которую он оказывает России в рамках СВО, демонстрирует большой потенциал будущего военного взаимодействия. Кроме того, отношения с Ираном очень важны для, пожалуй, наиболее скептически настроенного в отношении ОДКБ государства-участника — Армении.

Помимо расширения международного сотрудничества, Беларусь намерена сконцентрировать усилия на совершенствовании нормативно-правовой базы. Отдельное внимание планируется уделить упрощенной процедуре транзита контингентов с вооружением и военной техникой через территории членов организации.

Еще одной темой председательства Беларуси в ОДКБ станет проблема биологической безопасности. Эта тема стала особенно актуальной в связи с вскрывшейся деятельностью американских биолабораторий на Украине и в Казахстане. В Минске в 2023 году должно пройти заседание соответствующего Координационного совета уполномоченных органов государств–членов ОДКБ.

Следует также помнить, что, помимо военного сотрудничества, участие в организации позволяет закупать военную технику и обучать военнослужащих в учебных заведениях стран-участниц на льготных условиях. По оценкам белорусского правительства, в случае выхода из организации потери для Беларуси составили бы до 350 млн долларов США ежегодно.

Таким образом, несмотря на очевидные проблемы и противоречия в работе ОДКБ, организация имеет серьезный потенциал для развития, и новая геополитическая реальность дает ей прекрасный второй шанс. Основная задача сегодня — не упустить его.
 


Всеволод Шимов,

Советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН

Источник

Поставьете пожалуйста оценку для статьи, Ваше мнение важно для нас.





Похожие новости


Система комментирования SigComments

Присоединяйтесь

Уведомление

    При копировании или перепечатывании статей с данного сайта, Вы должны поставить ссылку на ANTILAB и указать автора материала!
© 2021

Ликвидировать все военно-биологические лаборатории! Eliminate all military biological laboratories!

Наши цели и задачи

Сайт создан по инициативе коалиции партий и организаций из Казахстана, Грузии, Латвии, Пакистана и Ирландии против разработки, производства и применения биологического оружия. Коалиция выступает за немедленное закрытие военно-биологических объектов министерства обороны США, которые неподотчетны местным правительствам, непрозрачны и ведут деятельность, нарушающую нормы Конвенции 1972 года о запрещении разработки биологического оружия и контрабанды биоматериалов.

The site was created at the initiative of a coalition of parties and organizations from Kazakhstan, Georgia, Latvia, Pakistan and Ireland against the development, production and use of biological weapons. The coalition supports the immediate closure of the US Department of Defense's military biological facilities, which are not accountable to local governments, are opaque and conduct activities that violate the provisions of the 1972 Convention on the Prohibition of the Development of Biological Weapons and the Smuggling of Biomaterials.