Как Кыргызстан разорвал «петлю анаконды».






Нередко в публикациях российских СМИ Кыргызстан упоминается в списке постсоветских республик, в которых размещены американские биологические лаборатории.


Это заблуждение: в своё время Кыргызстан оказался  практически единственной страной, которой удалось разорвать так называемую биологическую «петлю анаконды». 

«Петля анаконды» — так назывался один из известных планов США по планомерному окружению сначала СССР, а затем постсоветской России кольцом военных баз. Параллельно затягивается и «биологическая» петля —  сеть биологических лабораторий в бывших советских республиках. 

В Кыргызстане это происходило так

13 лет назад – 22 августа 2008 года – правительство Кыргызстана и правительство Канады подписали Соглашение «О сотрудничестве в области биологической защиты и биологической безопасности». Этот документ, в частности, предусматривал строительство в Бишкеке биологической лаборатории III класса биобезопасности в рамках программы глобального партнёрства. 
 
Так должна была выглядеть биолаборатория в Бишкеке. 

Об этом общественность Кыргызстана узнала лишь через два года, в ноябре 2010-го, когда канадцы уже собирались приступать к строительству. Причём узнала случайно – эти планы были озвучены на проходившей в Бишкеке международной конференции. 
И общественность взорвалась! Накал страстей тогда был таким мощным, что перед ним меркнет даже нынешняя дискуссия между «ваксерами» и «антиваксерами» – сторонниками и противниками вакцинации от COVID-19.

Тема строительства американских биолабораторий в республиках бывшего СССР тогда ещё не была в тренде – скандалы вокруг этого явления носили, можно сказать, умеренный характер. Главное, что тогда шокировало кыргызстанцев, – то, что лабораторию канадцы собрались строить в одном из самых густонаселённых районов Бишкека – на территории Ботанического сада, окружённого микрорайонами. 

По поручению правительства Кыргызстана Национальная академия наук – хозяин Ботсада – уже успела выделить под это строительство участок площадью четыре гектара. При этом, как выяснилось, проект не прошёл не только общественную, но даже государственную экологическую экспертизу. Между тем, некая американская фирма «Смит Картер», выигравшая тендер на проектирование лаборатории, к тому времени уже успела потратить четыре миллиона долларов, плюс два миллиона долларов – на обучение сотрудников. То есть сомнений в том, что проект удастся осуществить, не возникало ни у организаторов, ни у исполнителей. 

Всего правительство Канады выделило на строительство биолаборатории 60 миллионов канадских долларов. Что интересно, когда канадцы только начинали присматриваться к Бишкеку (примерно с 2005 года), то обещали вдвое меньше – 30 миллионов долларов. Как видно, их интерес к этому проекту рос год от года. Против строительства лаборатории тогда единым фронтом выступили общественность, адекватные НПО, средства массовой информации Кыргызстана.

В частности, газета «Дело №…», где автор этих строк тогда работал, 11 лет назад сделала всё возможное, чтобы тайное стало явным. Мы публиковали доводы «за» и «против» строительства лаборатории, привлекая к дискуссии специалистов. Мы забрасывали журналистскими запросами правительство. Изучая проблему, мы, журналисты, ещё тогда обратили внимание на тревожную тенденцию: начиная с 2005 года подобные лаборатории американцы почти одновременно стали создавать в Азербайджане, Грузии, Казахстане, Украине... Возникло подозрение, что звеном в этой цепочке должен стать и Кыргызстан.


Вопросов было много. Главный из них — КАКОВЫ ГАРАНТИИ БЕЗОПАСНОСТИ?
Кто может гарантировать, что из биолаборатории в Ботаническом саду не произойдёт утечка смертельной заразы? Ведь в этой лаборатории собирались изучать возбудителей опаснейших инфекций — сибирской язвы, чумы, энцефалита, холеры, сыпного тифа… И кто может гарантировать, что канадцы не будут в лаборатории тайно работать над изготовлением биологического оружия?
 
 Одна из публикаций газеты «Дело №…» 2010 года. 

В жаркую дискуссию включились наши читатели. Запомнилась одна из читательниц, рассказавшая, какая реальная опасность грозит Бишкеку. Ещё в советские времена она работала на заводе по производству бактериологического оружия в Казахстане. Завод был связан с НИИ в посёлке Гвардейском неподалеку от кыргызско – казахской границы. Оттуда, по словам читательницы, однажды сбежала… крыса. Чтобы её найти, подняли целую дивизию. И нашли. Потому, что одна сбежавшая лабораторная крыса может причинить больше вреда, чем сотня диверсантов. 

К слову, в этом самом посёлке Гвардейском, что в Кордайском районе Жамбылской области Казахстана, на базе НИИ проблем биологической безопасности скоро, как известно, должны появиться ещё одна американская военно-биологическая лаборатория и подземное хранилище наиболее опасных штаммов заболеваний со всего мира.

Вернёмся вновь на 10 лет назад. Ответы на многие вопросы мы получили лишь весной 2011 года, когда достоянием гласности стал сам текст соглашения с канадцами. Вывод газета «Дело №…» тогда сделала весьма жёсткий:

«Подписать ТАКОЕ соглашение могло только слабое государство, не имеющее никакого представления о правах своих граждан, наплевавшее на их жизнь и здоровье».

Почему? Соглашение, к примеру, предусматривало, что канадцы будут иметь абсолютно свободный доступ ко всему в лаборатории, включая коллекции опасных микроорганизмов. В то время как отечественные чиновники уверяли, что работать в лаборатории будут только местные специалисты: «Канадцы её только построят и отдадут нам ключи», – говорили они. 

Соглашение разрешало завозить в бишкекскую биолабораторию патогены со всего мира. В то время как чиновники уверяли нас, что соглашение это запрещает. Другие пункты соглашения ясно говорили о том, что настоящими хозяевами лаборатории будут именно канадцы. При этом они не будут нести абсолютно никакой ответственности «за какие-либо убытки или ущерб любого характера, причинённые на территории Кыргызской Республики».

Кыргызская сторона брала на себя обязательства «не предъявлять иск и не инициировать никаких процессуальных действий против канадской стороны» за этот ущерб. Канадских специалистов, связанных с проектом, должны были аккредитовать как административно-технический персонал Посольства Канады в Кыргызстане с соответствующими привилегиями. 
Словом, то соглашение прямо-таки копировало соглашение о размещении в аэропорту «Манас» американской военной базы. Первая и последняя страницы скандального кыргызско-канадского соглашения.

Кончилось же всё тем, что в мае 2011 года тогдашний премьер-министр Алмазбек Атамбаев поручил чиновникам подыскать другой земельный участок для строительства биолаборатории – в том числе за пределами Бишкека. От другого участка канадцы отказались, и идея строительства засохла. Что ещё было примечательным в той эпопее – дискуссия вокруг строительства биолаборатории расколола даже кыргызское чиновничество и учёный мир.

Например, главными лоббистами и даже инициаторами этого проекта выступали Министерство здравоохранения, Национальная академия наук и  Кыргызский НИИ ветеринарии. Которые, возможно, руководствовались самыми благими побуждениями, польстившись на крупный иностранный грант. А вот, например, Госагентство охраны окружающей среды им жёстко оппонировало.

Этот плюрализм, полагаю, стал возможен благодаря смене власти в Кыргызстане, случившейся накануне. Соглашение с Канадой было подписано при режиме Бакиева, который, мягко говоря, демократичностью не отличался. Сохранись этот режим дольше – и Кыргызстан, возможно, тоже сейчас был бы напичкан опаснейшими объектами – иностранными биолабораториями. 

Впрочем, в Кыргызстане даже сегодня есть деятели, которые сожалеют, что американские биолаборатории в стране так и не появились.
Должен признать: нет прямых доказательств того, что размещение здесь биолаборатории изначально планировалось в качестве ещё одного звена в упомянутой «петле анаконды» (хотя, как известно, США и Канада – близкие союзники). Финансирование проекта осуществляло Министерство иностранных дел и международной торговли Канады, явного присутствия Пентагона не наблюдалось. Впрочем, есть свидетельства, которые в корне могут поменять взгляд на те события.

Десять лет назад в Бишкекском городском кенеше (БГК) была создана комиссия по изучению ситуации с канадской биолабораторией. Её председателем депутаты избрали Камчыбека Узакбаева (ныне он – проректор по науке Азиатского медицинского института, президент Федерации педиатров стран СНГ). От имени БГК, как вспоминает профессор Узакбаев, комиссия направила в Канаду запрос о денежной сумме, выделенной на это строительство. И получила удивительный ответ: финансирование создания лаборатории в далеком Кыргызстане в госбюджет этой страны вообще не заложено.  

Это, возможно, говорит о том, что правительство Канады было лишь ПРИКРЫТИЕМ для некой третьей стороны, заинтересованной в строительстве в Кыргызстане этого опасного объекта... 

Безусловно, для американских военных биологов было бы очень соблазнительно использовать территорию Кыргызстана для своих опасных «экспериментов». Но, полагаю, в Вашингтоне учли силу гражданского общества нашей страны и печальный опыт канадцев. И переключились на соседний Казахстан. Где, по данным сопредседателя Социалистической партии Казахстана Айнура Курманова, по программам Пентагона работают уже шесть подобных объектов

Попыток же размещения в Кыргызстане биолабораторий, по имеющимся данным, Вашингтон больше не предпринимал. 

Автор: Вадим Ночёвкин

Источник

Поставьете пожалуйста оценку для статьи, Ваше мнение важно для нас.





Похожие новости


Система комментирования SigComments

Присоединяйтесь

Уведомление

    При копировании или перепечатывании статей с данного сайта, Вы должны поставить ссылку на ANTILAB и указать автора материала!
© 2021

Ликвидировать все военно-биологические лаборатории! Eliminate all military biological laboratories!

Наши цели и задачи

Сайт создан по инициативе коалиции партий и организаций из Казахстана, Грузии, Латвии, Пакистана и Ирландии против разработки, производства и применения биологического оружия. Коалиция выступает за немедленное закрытие военно-биологических объектов министерства обороны США, которые неподотчетны местным правительствам, непрозрачны и ведут деятельность, нарушающую нормы Конвенции 1972 года о запрещении разработки биологического оружия и контрабанды биоматериалов.

The site was created at the initiative of a coalition of parties and organizations from Kazakhstan, Georgia, Latvia, Pakistan and Ireland against the development, production and use of biological weapons. The coalition supports the immediate closure of the US Department of Defense's military biological facilities, which are not accountable to local governments, are opaque and conduct activities that violate the provisions of the 1972 Convention on the Prohibition of the Development of Biological Weapons and the Smuggling of Biomaterials.