Секретная биологическая деятельность США: Промежуточные итоги борьбы за закрытие американских биолабораторий






Доклад Татьяны Стоянович, журналиста из Сербии, на конференции «Усиление угрозы применения НАТО биологического оружия на фоне обострения международных противоречий».

После вспышки пандемии коронавируса в 2019 и 2020 в мировом информационном пространстве широко стала обсуждаться тема разработок биологического оружия и его применения в современном мире. Российская пресса стала проявлять последовательный интерес к данной тематике в 2018 году - после того, как экс-министр госбезопасности Грузии Игорь Гиоргадзе заявил, что в его распоряжение попали документы, свидетельствующие о проведении опасных экспериментов над населением Центром по контролю заболеваний и общественного здоровья Грузии им. Л. Сакварелидзе («лабораторией Лугара»). За несколько лет до этого о растущей угрозе биотерроризма и агротерроризма предупреждали ученные.

Особо громко о разработках биологического оружия мир заговорил ровно год назад, после начала российской специальной военной операции на Украине. Одной из целей операции значилось устранение угроз безопасности населению Российской Федерации с территории Украины, исходящей в том числе от секретных американских биолабораторий, действующих в этой стране.

Что изменилось за это время? Воспринимает ли мир опасность от разработок биологического оружия как реальную? Знает ли мировая общественность достаточно об источниках биоугрозы и всех современных формах биологического терроризма? Что представители СМИ, деятели науки, общественные, политические организации и государственные структуры могут сделать для того, чтобы остановить разработкт биологического оружия?

Американские биологические референс-лаборатории функционируют с 2010 года на Украине, с 2011 года — в Грузии, а с 2016 года — также в Казахстане, Армении, Азербайджане, Узбекистане, Таджикистане и Молдавии. Все они практически полностью финансируются Агентством США по «сокращению военной угрозы» (DTRA) на общую сумму более двух миллиардов долларов. Свою биологическую экспансию за океаном в Пентагоне мотивируют «благородными целями» — оказание помощи национальным научным кадрам молодых государств в защите населения от болезней и создании возможностей в выявлении смертоносных вирусов и их «обезвреживания».

Уже в 2016 году во втором номере британского научного журнала Science and Tehnology вышла статья профессора Шанхайского института европейских исследований Яна Хайфена под заголовком «Факторы риска трансграничного распространения трансграничных заболеваний». Автор статьи напоминает о том, что специалисты в области безопасности среди основных источниках биологической угрозы выделяют в том числе биологический терроризм и агротерроризм, а также применение биологического оружия.

«Крайне опасно использование в террористических целях агентов «возникающих инфекций». По оценкам экспертов, человечеству известно не более нескольких процентов существующих вирусов и чуть большая доля бактерий, а природа постоянно преподносит новые патогены. (…) Кроме того, в связи с генетическим мутациями существует опасность прорыва межвидового барьера. (…) При этом возникновение, изменение патогенности и распространение в популяциях животных особо опасных вирусных заболеваний вызывает наибольшие опасения ведущих мировых эпидемиологических структур ввиду возможности нанесения значительного экономического ущерба агропромышленному комплексу, а также использования в качестве актов биодиверсий», пишет Хайфен.

В августе этого же 2016 года в Байан-Ульгийском и Ховском аймаках Монголии была зафиксирована вспышка чумы среди сурков. Достаточно быстро болезнь распространялась на сопредельную территорию России. В результате чумой заразилось несколько человек, как в Монголии, так и в России. При проведении исследования монгольскими специалистами выяснилось, что вспышка была вызвана не эндемичной на данной территории формой Алтайской чумы, а более вирулентной формой, характерной для Киргизии. В связи с сложившейся ситуацией в регион даже выезжала глава Роспотребнадзора Анна Попова и представители правительства Моноглии. В этом районе Монголии постоянно происходят вспышки этой болезни, но на этот раз возбудитель был не местный, а центральноазиатский. Монгольская сторона об этом сперва заявила, но на следующий день удалила все заявления, а результаты анализов заболевших засекретила.

Примечательно, что в июле 2016 года на территории Байан-Уйгульсого аймака находилась группа американских военнослужащих, проходивших там по соглашению с правительством Монголии подготовку. Подразделение возглавил сержант Шон Томпсон, который имеет степень доктора биологических наук, является специалистом по генетике и биохимии и старшим научным сотрудником Техасского университета. С группой, помимо багажа с военным снаряжением, следовало два закрытых контейнера, не подлежащих досмотру на границе. До этого американские специалисты вели переговоры с киргизской стороной о приобретении накопленной еще при СССР коллекции штаммов опасных инфекционных заболеваний человека и животных. Результаты этих переговоров широкой публике неизвестны.

Хотя нет никаких оснований считать, что упомянутая научная статья и вспышка чумы среди сурков в Монголии хоть как-то связаны между собой, этот пример показывает, что в оценке потенциальных источников угрозы, а также в поисках аргументации и методов борьбы с потенциальными и уже существующими формами биологической войны необходимо исходит прежде всего прежде всего от актуальных научных сознаний.

Главную роль в мобилизации широкой международной аудитории и привлечении внимания к американским биолабораториям как источнику потенциальной угрозы сыграли средства массовой информации. Здесь надо отметить деятельность болгарской журналистки Диляны Гайтанджиевой, которая прославилась репортажами и расследованиями о поставках болгарского оружия для сирийских боевиков в ведущей болгарской газете «Труд». Гайтанжиева в январе 2018 года опубликовала на сайте Центра по изучению Ближнего Востока подробные результаты журналистского расследования, посвященного биологическим экспериментам, которые США проводят в лабораториях в 25 государствах мира.

За болгарской журналисткой последовали многие ее коллеги в России, которые с большим интересом начали освящать тему секретных биолабораторий на постсоветском пространстве. Тем временем руководство США, также как и руководства странах, которые были упомянуты в журналистском исследований напрочь отрицали, что в лабораториях на их территории ведется какая-либо деятельность двойного назначения. Американцам намного сложнее стало отрицать свою замешанность в скандале вокруг секретных биолабораторий после начала специальной военной операции на Украине, когда российская армия получила возможность войти в некоторые из подобных объектов на территории ДНР и получить непосредственные доказательства.

В начале СВО, в марте 2022 года, наступил своеобразный поворотный момент - заместитель госсекретаря США Виктория Нуланд заявила во время слушаний в сенате, что на Украине есть объекты биологических исследований и Киев и Вашингтон работают над тем, чтобы не допустить попадания накопленных там материалов в руки российских сил.

Совсем недавно, в феврале 2023 года, американский телеканал One America News (OAN) выпустил репортаж о деятельности биолабораторий США на Украине, в котором говорится, что русские были правы — с участием Киева действительно проводятся опасные биологические эксперименты. По мнению журналистов, именно попытка скрыть эту незаконную деятельность и стала причиной начала конфликта. В репортаже отмечается, что существуют доказательства того, что правительство США выделяло украинским лабораториям деньги на исследование вируса Covid-19 в 2019 году — за три месяца до пандемии.

Одним из таких доказательств по всей видимости является бывшая украинская биолаборатория «Фармбиотест» в городе Рубежное (ЛНР). Там действие опасных биопатогенов испытывалось на военнослужащих и гражданских лицах, после которых фиксировались осложнения со здоровьем и летальный исход. Испытания проводили украинские и американские специалисты.   

После начала специальной военной операции тема секретных разработках биологического оружия стала одним из важных вопросов международной повестки. В проекте инициативы глобальной безопасности, который Китай представил в апреле 2022 этого года подчеркивается необходимость усиления международного сотрудничества в сфере обеспечения безопасности биолабораторий и их исследований.

«Необходимо продвигать ответственное отношение к биологическим исследованиям и содействовать тому, чтобы все участники на добровольной основе соблюдали Тяньцзиньское руководство для кодекса поведения ученых по биологической безопасности», — говорится в документе.

В нем также отмечается, что необходимо всем вместе усиливать биологическую безопасность лабораторий, сокращать риски в сфере биологической безопасности, и содействовать здоровому развитию биотехнологий.

После того, как мировое сообщество признало существование проблемы, связанной с ведением секретных биологических исследований, логичным шагом было бы объединение усилий для выработки действенных международных механизмов контроля этого вида деятельности. К сожалению, Организация Объединенных Наций, являющаяся естественным носителем этого процесса, в настоящее время находится в глубоком кризисе, который фактический парализует ее деятельность. Обсуждение данной темы в рамках Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия проходило в сентябре и декабре прошлого года без четких результатов. Поэтому не удивляет, что в Государственной думе РФ в феврале рассматривалась идея обойти ООН и обратиться напрямую в парламенты мира с предложением запросить информацию о медико-биологической деятельности Агентства США по сокращению военной угрозы (DTRA) и других структур Пентагона на территории своих стран.

Очевидно, что России для реализации инициативы создания новых международных механизмов противодействия биологическим угрозам нужно создавать новые коалиции. Здесь важно упомянуть роль гражданского общества и таких организаций, как Международная Коалиция по запрещению биологического оружия, чьи участники в своих странах работают над привлечением внимания общественности к вопросам нарастающей биологической угрозы в современном мире.

Резюмируя итоги многолетней борьбы за прекращение деятельности секретных лабораторий США в других странах, в том числе в странах бывшего СССР, оптимальным путем для достижения цели кажется объединение усилий научного, журналистского сообщества, заинтересованных общественных и политических организаций, которые, со своей стороны, могут обращаться как к национальным структурам власти, так к международным организациям, требуя решения этого вопроса, чрезвычайно важного для будущего всей планеты.

Татьяна Стоянович

25 февраля 2023 года

Поставьете пожалуйста оценку для статьи, Ваше мнение важно для нас.





Похожие новости


Система комментирования SigComments

Присоединяйтесь

Уведомление

    При копировании или перепечатывании статей с данного сайта, Вы должны поставить ссылку на ANTILAB и указать автора материала!
© 2021

Ликвидировать все военно-биологические лаборатории! Eliminate all military biological laboratories!

Наши цели и задачи

Сайт создан по инициативе коалиции партий и организаций из Казахстана, Грузии, Латвии, Пакистана и Ирландии против разработки, производства и применения биологического оружия. Коалиция выступает за немедленное закрытие военно-биологических объектов министерства обороны США, которые неподотчетны местным правительствам, непрозрачны и ведут деятельность, нарушающую нормы Конвенции 1972 года о запрещении разработки биологического оружия и контрабанды биоматериалов.

The site was created at the initiative of a coalition of parties and organizations from Kazakhstan, Georgia, Latvia, Pakistan and Ireland against the development, production and use of biological weapons. The coalition supports the immediate closure of the US Department of Defense's military biological facilities, which are not accountable to local governments, are opaque and conduct activities that violate the provisions of the 1972 Convention on the Prohibition of the Development of Biological Weapons and the Smuggling of Biomaterials.