Информационные войны на фоне СВО России на Украине. Как обманывают жителей ЦА






Термин «информационная война» ещё в 1976 году придумал американский физик Томас Рона — в своей работе «Системы оружия и информационная война». Там Рона отметил, что информация — главное оружие любой армии. Это естественно — как минимум, на информации построена пропаганда. 

Когда-то информационные войны играли в вооружённых противостояниях стран и народов чисто вспомогательную роль. Сейчас они зачастую идут отдельно — сами по себе, а то и вовсе стоят на главной позиции. Технологии информационного противоборства так или иначе применяют все воюющие стороны. 

Формула яда

Конечно, информационные войны вели и до Томаса Роны. Но чем ближе был XXI век, тем изощрённее, а значит и опаснее становились технологии информационного противоборства. Сейчас умение обращаться с информацией и вовсе стало не менее важным навыком, чем знание таблицы умножения ещё каких-нибудь лет 30-40 назад.

Если же говорить о нынешней специальной военной операции (СВО) России на Украине, то здесь идут сразу две информационные войны. Одну ведёт сама Украина — против российской армии: при помощи специалистов с Запада. Вторую ведёт сам Запад — непосредственно против России.  

Методы, инструменты и приёмы пропаганды и информационной войны всегда интересно разбирать на конкретных примерах. Тем более, что с началом СВО пропаганды стало ещё больше, чем бывало до сих пор. 

На прошлой неделе в СМИ Кыргызстана появился любопытный материал. Изначально он вышел в апрельском бюллетене «Политический меморандум» центра PONARS Eurasia (The Program on New Approaches to Research and Security in Eurasia - «Программа новых подходов к исследованиям и безопасности в Евразии»). 

Материал называется просто и незатейливо: «Пора отказаться от мифа имперской невинности России». Написали его исследователь Базельского университета в Швейцарии Ботагоз Касымбекова и профессор Колледжа международных отношений Университета национальной обороны в Вашингтоне Эрика Марат. 

В начале материала мы читаем:

«Многие россияне продолжают поддерживать войну в Украине даже после резни в Буче и разрушения Мариуполя».

Этот приём пропаганды называется «Эмоциональный резонанс». Его цель: с самого начала создать у читателей именно то эмоциональное состояние, когда пропагандистский текст воспринимается лучше всего. «Буча» здесь — как раз для эмоций. Потому что если бы этот текст изначально претендовал на серьёзный анализ, то упоминания о Буче там вообще не должно было быть. Эта провокация с самого первого дня была выполнена настолько топорно, что от её дальнейшей раскрутки отказались сразу же, как только нашлись люди, указавшие на подлоги, странности и несоответствия, которых в этом деле так много, что для их разбора нужна отдельная статья. Ну а схема — и вообще знакомая: по ней раскручивалась фейковая информационная кампания по применению в Сирии химического оружия.

Есть и более ранние примеры. 

Поэтому до тех пор, пока не проведено детальное расследование всех обстоятельств событий в Буче, называть виновных, как минимум, непрофессионально. По факту международное право, конечно, отменили, но формально его нормы ещё существуют. Презумпция невиновности — в том числе.

Ну а в отношении Мариуполя британский журнал The Economist показал карту разрушений этого города ещё 23 апреля.

Издание пишет:
«С начала марта доля площади города, получившая серьёзные повреждения, увеличивалась в среднем на 0,8 процентных пункта в день. Сейчас она составляет 45%, что соответствует примерно 20 тысячам зданий по всему городу. Если оценивать по площади, то больше всего пострадали промышленные объекты, такие как металлургический завод, где укрываются украинские войска. Но с точки зрения количества более 90% повреждённых зданий были жилыми. Вполне вероятно, что по крайней мере треть довоенных жителей Мариуполя уже не имеют домов, в которые они могли бы вернуться».

Всё это, конечно, ужасно. Но было бы столько разрушений, не ставь ВСУ военную технику в жилых кварталах? Свидетельств этому — ничуть не меньше, чем обвинений украинской пропаганды в адрес ВС РФ, будто она-де уничтожает жилые кварталы. 
Ещё в марте британская газета Telegraph писала, что в ходе спецоперации на Украине Россия отказалась от использования «принятой на Западе» (выделено мной — Авт.) тактики нанесения точечных авиационных ударов. 

Издание утверждало: 
«Западная доктрина предлагает менее лобовой подход, предпочитая наносить издалека точные удары авиации, которые координируются с наступлением сухопутных войск под покровом превосходства в воздухе».

Этот самый «менее лобовой подход» США, для сравнения, отлично продемонстрировали в 2017 году — при штурме иракского Мосула. На демонстрируемом здесь фото можно посмотреть, как именно это выглядело там.

Есть и более впечатляющие фото, которые позволяют сравнивать Мосул с лунным пейзажем. Можно ещё упомянуть о бомбардировках Белграда, а также городов Сирии, Ирака и Афганистана.

Но думается, заказчикам пропаганды они прекрасно известны. 

Прикладная мифология

Но продолжим тему. Абзацем ниже в материале «Пора отказаться от мифа имперской невинности России» авторы PONARS Eurasia сообщают:
«Путинская пропаганда строится на одновременном представлении России как жертвы политики Запада и как страны, имеющей право на контроль над Украиной, Белоруссией, странами Центральной Азии и Южного Кавказа».

Этот пропагандистский приём называется «Отзеркаливание». Когда на один объект переносят свойства другого объекта. 
«Многовековая агрессивность России» - это «блюдо», которое Запад «скармливает» своей аудитории веками. Этот тезис с некоторых пор находит своих пылких сторонников в Кыргызстане, Казахстане — во многих странах бывшего СССР. Но каждый серьёзный аналитик знает: какой период истории ни укажи, Россия в нём была ничуть не более агрессивной, чем другие государства тех же размеров. Потому что любое государство всегда играло, играет и будет играть по тем правилам, которые сложились в конкретную историческую эпоху. И если уж зашёл разговор об агрессивности, то самый главный вопрос современной истории — вовсе не о России.

Он гласит: что в Евразии делают США — государство, которое вообще находится на другом континенте? 

Теперь — о «жертве политики Запада». Недавно французский генерал в отставке Жак Гийман сказал:

«30 лет Запад обманывал и унижал россиян. Эта эпоха закончилась, наступил баланс сил на оси Москва-Европа. Закончить холодную войну и через три десятилетия вновь вернуться к ней – это самый громкий политический провал с момента окончания Второй мировой войны. Спасибо, дядя Сэм, спасибо, европейские элиты!». 

Обратим внимание на слово «унижал». Похоже, вопрос о том, была ли Россия жертвой Запада, можно снимать. Странно, что Гиймана до сих пор никто не объявил агентом Путина. 

Далее PONARS Eurasia сообщает:
«Стремясь к влиянию советского масштаба, Путин восхваляет Сталина».

Этот приём пропаганды называется «Замалчивание». Его правило: говорить только о том, что политически полезно, и молчи о том, что политически вредно. На этом приёме PONARS Eurasia вообще выстроил большую часть своей публикации. 

Что тут сказать? Только процитировать самого Путина — его статью для американского издания The National Interest:
«Сталин и его окружение заслуживают многих справедливых обвинений. Мы помним и о преступлениях режима против собственного народа, и об ужасах массовых репрессий».

Где тут «восхваление Сталина? Всё же думается, что причина здесь — в другом: Путин часто напоминает о том, что Запад начал свои контакты с Гитлером раньше, чем Сталин — ещё чаще, чем о репрессиях. Но в публикации PONARS Eurasia об этом — ни слова. 
К «Замалчиванию» и «Отзеркаливанию» одновременно можно отнести и вот эти слова в этой статье: 

«Также российские дипломаты оказывают давление на страны региона, чтобы те поддержали российские меры в сфере безопасности».

Перед самым выводом из Кыргызстана авиабазы США, в СМИ появилась статья тогдашнего американского посла Памелы Спратлен. В ней сказано:

«Ещё одной проблемой для наших усилий в поддержку демократии в Кыргызстане является растущее партнёрство с Россией… Остаётся без ответа вопрос, как Кыргызстан может сохранять свою демократическую траекторию, проводя такое партнёрство. Решение президента Алмазбека Атамбаева вступить в протекционистский Таможенный союз к началу 2015 года иллюстрирует эту проблему».  

Что это, как не давление? Ещё вспомним, как недавно приезжала в Центральную Азию заместителя госсекретаря США Узра Зея. В Казахстане, встречаясь с журналистами «независимых» СМИ, гостья заявила:

«Мы с пониманием относились к позиции Казахстана на предыдущих голосованиях по резолюциям ООН, но были разочарованы голосованием против приостановки членства России в Совете по правам человека. Мы расстроены, но что мы можем сделать?». 

Там же она сказала, что российские политики, мол, весьма часто пренебрежительно высказываются в отношении суверенитета Казахстана. При этом Зея перешла на запугивание:

«Мы понимаем, что действия правительства России представляют из себя более чем новостные заголовки для казахстанского народа в свете ваших исторических и культурных связей».

То есть, американцы, по сути, заявляют: «Россия хочет захватить Казахстан». Интересно: а Путин в курсе?

Тьма перед рассветом

Далее PONARS Eurasia нам сообщает:
«Чем глубже осознание разрушений, принесённых советским режимом, тем сильнее народ сопротивляется попыткам России возродить империю на бывших советских территориях. Ценность свободы от идеологического тоталитарного режима и российского господства уже укрепилась в этих странах. Массовые проукраинские демонстрации в Тбилиси, Алматы и Бишкеке показывают, как осознание российского имперского и советского прошлого все более подрывает путинские несостоятельные геополитические цели».

Этот приём в пропаганде называется «Фургон с оркестром». Его назначение - убедить целевую аудиторию присоединиться к той группе, от имени которой выступает пропагандист, и действовать так, как действует, мол, каждый. 

Что было по факту? 26 февраля в Бишкеке прошёл первый митинг в поддержку Украины. На нём, как сообщили СМИ, было 50 человек. Второй «проукраинский» митинг прошёл в столице Кыргызстана 2 апреля. Там было около 20 человек. Несмотря на запрет митинговать у российского посольства, часть людей всё же решила пройти до дипмиссии РФ «мирным маршем». Их задержали, но потом отпустили. 

И всё бы ничего, но PONARS Eurasia забыл кое-что упомянуть. Например, то, что 19 марта в Оше — южной столице Кыргызстана в поддержку России под лозунгом «Когда мы едины с Россией, мы непобедимы» митинговали 300 человек. Спустя три дня в Бишкеке тоже был «пророссийский» митинг, собравший 200 участников. Правда, 2 апреля митингующих в поддержку России было меньше — 9 человек. Честно говоря, для Бишкека с 1 088 900 человек официального населения — по данным на 1 января 2021 года — одинаково малы все приведённые цифры. 

Теперь — Алматы. Население этого города официально — 1 947 000 человек. Митинг в поддержку Украины прошёл там 6 марта. По разным оценкам, там было от 3 до 5 тысяч человек. 

Закончим на Тбилиси. В СМИ точное количество митинговавших за Украину не называется. Озвучивают только приблизительные цифры: от «нескольких сотен» до «нескольких тысяч». Для города с официальным населением 1 049 498 человек — тоже немного. 
О «массовости» этих демонстраций говорить не приходится ни в одном из перечисленных PONARS Eurasia городов. Каждый читатель может взять калькулятор и подсчитать процентное соотношение митингующих к числу населения.

Закончить надо, пожалуй, приёмом, который ни в одни учебники не входит. Зато он с 1991 года — главный во всех антисоветских и антироссийских статьях: «Платить и каяться». 

PONARS Eurasia пишет: 

«...недостаточно просто осудить наследие советского и путинского режимов. Нынешнее российское государство также должно взять на себя ответственность и покаяние за исторические преступления, которые оно совершило в Российской Федерации и соседних странах. Комитеты по установлению истины и примирению могут быть ориентированы как на советские, царские, так и современные преступления и стать подходящим методом для вовлечения сторон в равноправный диалог… Деколонизация России и отрицание её имперской невиновности – это непростая задача вне зависимости от того, как закончится война в Украине».

Что такое деколонизация? Это процесс предоставления независимости и полного суверенитета доминионам, подмандатным территориям, колониям, протекторатам. Так чьей же колонией была Россия? 

Ну а призывы к нынешней России расплачиваться за всё, что только может представить себе воображение, стали уже общим местом в риторике постсоветских «либералов» и «националистов», где бы они ни сидели: в Швейцарии, США или Турции. Да-да, идеологи того и другого «течений» в массе своей предпочитают любить свою Родину на расстоянии. А если уж не повезло жить в дальнем зарубежье — делать всё, чтобы там оказаться.

В общем, материал PONARS Eurasia «Пора отказаться от мифа имперской невинности России» состоит из пропагандистских клише практически полностью. Думается, России не надо сильно переживать по поводу проблем с пропагандистской работой. Потому что у США с этим делом — ничуть не лучше. 

Но общий вывод ясен: даже когда СВО России на Украине закончится, вбивать клин между РФ и её стратегическими союзниками США не перестанут. Потому что за 30 лет американцы так и не смогли рассорить нас окончательно. Иначе подобных статей не было бы вообще. 

Дмитрий Орлов


Источник: Станрадар​​​

Поставьете пожалуйста оценку для статьи, Ваше мнение важно для нас.





Похожие новости


Система комментирования SigComments

Присоединяйтесь

Уведомление

    При копировании или перепечатывании статей с данного сайта, Вы должны поставить ссылку на ANTILAB и указать автора материала!
© 2021

Ликвидировать все военно-биологические лаборатории! Eliminate all military biological laboratories!

Наши цели и задачи

Сайт создан по инициативе коалиции партий и организаций из Казахстана, Грузии, Латвии, Пакистана и Ирландии против разработки, производства и применения биологического оружия. Коалиция выступает за немедленное закрытие военно-биологических объектов министерства обороны США, которые неподотчетны местным правительствам, непрозрачны и ведут деятельность, нарушающую нормы Конвенции 1972 года о запрещении разработки биологического оружия и контрабанды биоматериалов.

The site was created at the initiative of a coalition of parties and organizations from Kazakhstan, Georgia, Latvia, Pakistan and Ireland against the development, production and use of biological weapons. The coalition supports the immediate closure of the US Department of Defense's military biological facilities, which are not accountable to local governments, are opaque and conduct activities that violate the provisions of the 1972 Convention on the Prohibition of the Development of Biological Weapons and the Smuggling of Biomaterials.